(4822) 77-70-29
оставить заявку

170100, г. Тверь, ул. Лидии Базановой,
д. 20, офис 21

Режим работы: пн-пт, 9:00-18:00

Схема проезда к офису

Строительство трассы М-11 - нарушения законодательства

Строительство трассы М-11 - нарушения законодательства

Согласование Акта о выборе земельных участков и утверждение Схем расположения трассы М-11: нарушения в порядке их принятия

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» является заказчиком строительства скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург (М-11). Многие автомобилисты знают, какие пробки существуют в Вышнем Волочке Тверской области. В связи с тем, что пропускная способность существующей трасы М-10 давно оставляет желать лучшего, новую дополнительную дорогу М-11 с отличным дорожным покрытием и соответствующим обслуживанием ждут с нетерпением многие водители. На Международном Экономическом Форуме С.В. Кельбах (председатель правления государственной компании) заявил, что участок в Вышнем Волочке будет сдан досрочно в 2014 году, а вся дорога будет построена к 2018 году.

В средствах массовой информации и в сети Интернет достаточно много статей о строительстве данной дороги, о том, что участок в обход Вышнего Волочка будет открыт в досрочно, о том, что за 18 месяцев с момента начала строительства на данном объекте подрядная организация выполнила более половины работ, а о том, что Государственная компания не выполнила самую главную обязанность перед началом строительства нет ни слова.

Государственная компания не выкупила землю для строительства трассы, не получала разрешения на строительства по отдельным участкам, не посчитала нужным уведомить об этом собственников земельных участков, нарушив тем самым их права и законные интересы. Подрядная строительная организация должна была заключить договор аренды перед началом строительства, однако и этого не было сделано. Мало кто знает, о действительном положении дел при строительстве скоростной дороги в Вышневолоцком районе!

Все началось еще в 2009 году, когда главой Администрации Вышневолоцкого района был согласован Акт о выборе земельных участков для строительства дороги М-11 с нарушением норм закона.

Акт о выборе земельного участка, датированный 25 декабря 2009 года, был согласован и подписан некоторыми членами комиссии после указанной даты, так, например, Акт выбора был согласован с ФГУП «Канал имени Москвы» письмом от 13 апреля 2010 года, с председателем комитета по историко-культурному наследию Тверской области Акт был согласован 26 марта 2010 года, а вот с начальником Вышневолоцкого узла электросвязи Тверского филиала ОАО «Центр Телеком» Акт был согласован 29 мая 2009 года.

Неясно, каким образом проходило согласование, получается, что с некоторыми членами комиссии согласования проходили еще до составления самого акта, с некоторыми – после. При этом нет никаких сведений о том, были ли внесены изменения в Акт, была ли снова создана (образована) экспертная комиссия или Акт был подписан, грубо говоря, «на коленях»? Данные обстоятельства дают основание полагать, что в уже составленный и согласованный Акт вносились изменения, что, в свою очередь, говорит о его незаконности.

Кроме того, в Акт был включен собственник земельных участков, права к которому перешли в 2010 году, то есть после составления и согласования Акта. Убытки посчитаны именно для этого собственника, притом что данный собственник не был уведомлен о предстоящем изъятии его земельных участков, а также о размере убытков. И тут опять возникают сомнения в законности принятого Акта о выборе земельного участка, так как для внесения изменений в утвержденный Акт о выборе земельных участков сведений о новом собственнике, процедура его согласования должна происходить с самого начала. Это связано с немалыми затратами бюджетных средств и времени, что явно не устраивало Администрацию и заказчика работ, в связи с чем чиновники пошли по пути наименьшего сопротивления. Задним числом изменили сведения о правообладателях земельных участков, подсчитали возможные убытки и даже не удосужились уведомить об это нового собственника. Или можно предположить, что глава Администрации Вышневолоцкого района обладает экстрасенсорными способностями!

Еще один очень интересный нюанс. В информационных сообщениях о предоставлении земельных участков для строительства автомобильной дороги, опубликованных в газете «Земля Вышневолоцкая» в 2009 и 2010 году, в качестве собственника земельных участков, по которым будет проходить федеральная трасса, был указан прежний собственник. А в информационном сообщении, опубликованном в марте 2011 года в газете «Земля Вышневолоцкая» о предстоящем изъятии земельного участка уже указан новый собственник. Притом что в Акте, датированном 2009 годом, уже указан новый собственник.

Публикация данного сообщения не освобождает Администрацию от установленной в п.4 ст. 31 ЗК РФ обязанности по информированию граждан о возможном выкупе земли для государственных нужд. Уведомление должно было быть направлено в адрес собственника заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручено ему лично под расписку. Именно Администрация Вышневолоцкого района должна была уведомить нового собственника об изъятии земли, так как именно орган местного самоуправления согласовывал Акт выбора земельного участка и подсчитывал возможные убытки собственника. Такое уведомление является необходимым и обязательным в силу того, что именно с момента, когда гражданину стало известно о возможном изъятии земли на него может быть возложено бремя несения затрат и убытков связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением.

Собственник, не получив уведомления о возможном изъятии его земельных участков, которые он использует в предпринимательской деятельности, не зная о возможных убытках, которые он понесет в связи с изъятием, не имел возможности участвовать в обсуждении вопроса о предоставлении земельных участков под строительство. На основании чего Актом выбора земельного участка было нарушено гарантированное ст.1 ЗК РФ право гражданина на участие в решении вопросов, касающихся его прав на землю.

Так как собственник был лишен права участвовать в решении вопросов, касающихся прав на землю, он обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Главы Администрации Вышневолоцкого района по утверждению схем расположения земельных участков, принадлежащих собственнику, а также действий по согласованию Акта выбора земельных участков, предоставляемых для целей строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

В ходе судебного разбирательства Главой Администрации было издано постановление от 24 июня 2013 года № 544 «О внесении изменений в постановление главы Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. №480», которым были исключены схемы расположения федеральной дороги на земельных участках, принадлежащих гражданину на праве собственности, а также схемы расположения объекта на земельных участках СПК «Ильинское» и ЗАО «Мстинское», принадлежащих гражданам на праве общей долевой собственности. В связи с этим собственник, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным пункт 1 Постановления Администрации Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. №480 в части согласования Акта о выборе, касающейся земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности. В суде было установлено, что процедура согласования была произведена с нарушениями земельного законодательства. Представитель Администрации Вышневолоцкого района не смог дать внятные объяснения относительного изложенных выше обстоятельств. Однако судом требования заявителя не были удовлетворены, так как восстановить нарушенное право путем возобновления процедуры согласования Акта о выборе земельного участка нецелесообразно. Суд Апелляционной инстанции оставил решение Арбитражного суда Тверской области в силе, так как по факту дорога уже на участке располагалась, строительные работы велись уже больше года и заказчик работ – Государственная компания «Российские автомобильные дороги» должна возместить собственнику все убытки в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд.

После вступления в законную силу решения суда по данному делу Администрация Вышневолоцкого района приняла Постановление от 19.11.2013 г. №991 «О внесении изменений в постановление Главы Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. №480», которым изменяет формулировку пункта 2 в следующей редакции: «Утвердить схему расположения земельных участков на кадастровых планах кадастровых кварталов территории МО «Вышневолоцкий район Тверской области» для строительства скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 274+700 – км 333+300 (за исключением лесных участков)».

Таким образом, в период с 26.07.2010 года по 24.06.2013 г. формально утвержденные схемы являлись незаконными, в период рассмотрения дела в Арбитражном суде – их вообще не было, они были исключены. И только с 19.11.2013 г., с юридической точки зрения, были утверждены Схемы расположения земельных участков.

Согласно п.5 ст. 31 ЗК РФ органом местного самоуправления утверждаются схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. То есть должны быть утверждены схемы расположения именного тех, участков, которые попадают в полосу отвода автомобильной дороги и которые будут изъяты для государственных нужд.

Суд закрыл глаза на то, что Постановлением Главы Администрации Вышневолоцкого района были нарушены права и законные интересы собственника земельных участков. Администрация Вышневолоцкого района, согласовав Акт о выборе земельного участка для строительства федеральной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург, распорядилась частными землями, лишив тем самым гражданина его имущества. Именно на основании Акта выбора Государственная компания «Российские автомобильные дороги» разработала проектную документацию на строительство трассы, привлекла подрядную организацию, не имея при этом разрешение на строительство, не имея прав на земельные участки, которые до сих пор принадлежит частному лицу.

Собственник фактически лишен своего имущества, он не может пользоваться и распоряжаться землей, не может использовать ее как по целевому назначению, так и в предпринимательской деятельности. Подрядные организации, привлеченные для строительства дороги, закрыли доступ к участкам, ссылаясь на согласование Акта выбора земельных участков Администрацией Вышневолоцкого района.

Все попытки привлечь подрядные строительные организации к ответственности за незаконное строительство ни к чему не привели, в связи с тем, что постановлением Администрации Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. № 480 был согласован Акт о выборе и утверждены схемы расположения участков, что, по мнению подрядных организаций и контролирующих органов, является основанием пребывания на участке и осуществления своей деятельности. Таким образом, единственным документом, дающим основание для строительства автомобильной дороги на частных землях, является согласованный Администрацией Вышневолоцкого района Тверской области Акт о выборе земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ и п.2 ст. 5.1 Устава Вышневолоцкого района органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В связи с этим распоряжаться (определять юридическую судьбу, предоставлять для каких-либо целей) земельными участками, находящимися в частной собственности, Администрация Вышневолоцкого района не имела полномочий, следовательно, без учета мнения гражданина не могла согласовать Акт о выборе земельных участков под строительство автомобильной дороги.

Резюмируя все вышесказанное: в результате нарушения процедуры согласования Акта о выборе земельного участка были нарушены права землевладельцев. Суды на стороне государственных органов несмотря на явные нарушения законодательства. Строительство дороги подходит к концу, а процедура изъятия так и не началась, и вопрос, когда собственники получат возмещение всех убытков, остается без ответа.

На личном опыте убедились в том, что нормы федеральных законов, установленные порядки и процедуры не исполняются и не применяются, если это касается интересов государства!



постановление от 24 июня 2013 года № 544 «О внесении изменений в постановление главы Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. №480» Постановление от 19.11.2013 г. №991 «О внесении изменений в постановление Главы Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. №480» Постановления Администрации Вышневолоцкого района от 26.07.2010 г. №480 Акт о выборе земельного участка, датированный 25 декабря 2009 года


← Назад к списку новостей

Яндекс.Метрика